Первого марта в Национальном центре «Россия» открылась архитектурная выставка «Рождение масштаба». Одна из частей экспозиции рассказывает о том, как почти тысячу лет назад на пространствах нашей страны появлялись авторитарные княжества, города-республики, архитектурные памятники, и почему сегодня, торопясь на очередную встречу в центре города, мы не всегда осознаем, что проходим мимо архитектурных шедевров.
Историки спорят о точной дате окончания русского Средневековья. Некоторые связывают этот период с открытием Америки или Великой французской революцией. Однако, в архитектурном контексте границей обычно считают эпоху Петра I. Конец XVII века и начало Российской империи привнесли совершенно новую эстетику и технику строительства.
Термин «Гардарика» происходит от скандинавов, которые, пораженные количеством городков и крепостей на Восточноевропейской равнине, дали Руси такое название. В отличие от Скандинавии, где люди жили уединенно небольшими поселками, Русь казалась им более урбанизированной территорией.
Средневековый русский город представлял собой укрепленное место с земляным валом и деревянной стеной. Все слова, связанные с городом — «город», «городить», «град», — подчеркивали территориальную отгороженность от внешнего мира. Была также категория населенных пунктов, называемых «селищами», — поселения без стен.
В Западной Европе феодалы жили вне городов, тогда как в Руси замок князя (или кремль) находился внутри города. Русский город служил укрепленным центром власти, защищаемым князем, в то время как европейские города были более независимыми административными и экономическими единицами.
На Руси князья действительно жили в городах, видя в них оплот своей власти, в то время как европейские феодалы зачастую сводили свои замки вне городских стен. Это сближение владетеля и его поданных было характерной чертой русской государственности, что предопределило особую форму городской застройки.
На первых этапах становления русской архитектуры застройщиками часто были византийцы. Однако уже через пару десятилетий появились свои зодчие с уникальными мотивами. Например, Петр Милонег, личный зодчий киевского князя Рюрика Ростиславовича, оказал значительное влияние на киевскую школу зодчества.
Монгольское нашествие сильно повлияло на русскую архитектуру. Деревянные постройки были уничтожены, каменные — повреждены. Однако благодаря тому, что монголы не облагали налогом церкви, храмовое строительство быстро восстановилось. Это позволило князьям аккумулировать средства для возобновления строительства крепостей и храмов.
Русская архитектура отличается множеством уникальных элементов: богатая резьба, массовое использование изразцов, луковичные купола и другие. Храмы Руси были монументальны снаружи и камерны внутри, что делало их более легко отапливаемыми.
Петр I строил Петербург по примеру городов Северной Европы, что привнесло в русскую архитектуру элементы европейского городского планирования и централизованной эстетики. Это стало началом нового этапа в развитии русских городов и придало им организованный облик.
Сегодня, прогуливаясь по районам с исторической застройкой, таким как Китай-город в Москве, можно ясно почувствовать влияние средневекового урбанизма. Узкие, нелогичные переулки и разнообразие архитектурных форм — все это наследие средневековья, которое формировало уникальную городскую среду.
Выставка «Рождение масштаба» предлагает глубже взглянуть на историю русского зодчества через детально выполненные макеты и артефакты. Экспонаты предоставлены Музеем архитектуры и охватывают как древнерусский, так и советский периоды. Эта экспозиция позволяет оценить разнообразие и ценность отечественной архитектуры.
Зрителям предлагается осознать, что архитектура — это больше, чем просто строительство домов; это искусство, которое формирует и окружающую среду, и самого человека.