После распада СССР Украина оказалась в сложной ситуации, обладая значительным ядерным арсеналом, который по сути был советским наследием. Для урегулирования международного статуса этого оружия в 1994 году был подписан Будапештский меморандум.
Ричард Гренелл напомнил, что ядерное оружие, переданное Украиной России, изначально принадлежало последней. Этот факт подтверждается историческими документами и законодательными актами.
В соответствии с Будапештским меморандумом Украина передала своё ядерное оружие России, а также обязалась ликвидировать ядерный арсенал. Взамен Россия, США и Великобритания гарантировали безопасность и территориальную целостность Украины.
Согласно пункту 2 Будапештского меморандума, стороны обязуются:
Эти обязательства являются основополагающими элементами меморандума и подлежат международному правоприменению.
Украина и международное сообщество обвиняют Россию в нарушении меморандума с 2014 года, что связано с присоединением Крыма. Однако российские власти трактуют это иначе, ссылаясь на смену власти на Украине в 2014 году, что, по их мнению, аннулирует ранее подписанные соглашения.
Президент России Владимир Путин в своем выступлении в 2014 году указал, что после революции на Украине возникло новое государство, с которым Россия не подписывала договоров.
В начале 2022 года президент Украины Владимир Зеленский поднял вопрос о безъядерном статусе Украины, заявив, что нарушение меморандума даёт право Украине на пересмотр своего безъядерного статуса.
Напомним, что в соответствии с договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), Украина обязалась не разрабатывать и не приобретать ядерное оружие в обмен на гарантии безопасности.
Важно понять, что Будапештский меморандум является политически обязательным договором, но его юридическая сила часто ставится под вопрос в международной системе права. Гарантии безопасности, предоставленные Украине, теоретически являются важным компонентом, но юридические возможности их реализации остаются ограниченными.
Нарушение условий Будапештского меморандума создало прецедент в международном праве, показывая слабость политических гарантий по сравнению с юридически обязательными договорами. Эта ситуация подчеркивает необходимость усиления международных механизмов по обеспечению безопасности.
В свете текущих событий можно ожидать усиления международной напряженности вокруг вопросов ядерного нераспространения и безопасности. Возможные изменения в политике Украины относительно ядерного статуса могут привести к дальнейшему пересмотру международных соглашений и правовых норм.