15 марта в Госдуме состоялось совещание, на котором обсуждали возможность введения биометрической идентификации для быстрого передвижения на электросамокатах и электровелосипедах. Представители МВД, Минцифры, Департамента информационных технологий Москвы и другие отраслевые эксперты рассмотрели эту инициативу.
Куратор совещания, первый зампредседателя комитета Госдумы по информационной политике Антон Ткачев, заявил, что такое нововведение необходимо для повышения безопасности. Для катания с малым риском биометрия не понадобится, но для езды на скорости от 12 до 25 км/ч ее использование станет обязательным.
Эксперимент планируется провести в Москве с 2026 года. Если водитель согласится на максимальную скорость в 12 км/ч, биометрия не потребуется. Однако если он захочет ехать быстрее, потребуется дополнительное подтверждение личности.
Соответствующий эксперимент обсуждают на уровне правительства. Представитель вице-премьера Дмитрия Григоренко отметил необходимость такой меры для снижения аварийности. Это также поможет избежать использования чужих или краденых аккаунтов для поездок на СИМ.
Ткачев подчеркнул, что технология будет применяться добровольно и не повлияет на качество клиентского опыта. Представитель Минцифры подтвердил, что окончательное решение еще не принято, и детали продолжают обсуждаться.
Однако представители «Яндекса», «МТС Юрент» и Whoosh отказались от комментариев по этому поводу. Они продолжают комплексную работу по повышению безопасности совместно с дептрансом Москвы и Госавтоинспекцией.
По данным МВД, в 2024 году в России произошло 4 426 ДТП с участием СИМ, что на 43% больше, чем годом ранее. Погибли 54 человека, из них 6 детей. Травмы получили 4 591 человек, среди которых 1 165 детей. Большинство пострадавших - водители СИМ.
Наибольшее число ДТП зарегистрировано в Москве (1 323), Красноярском крае (406), Нижегородской области (234). Основная часть пострадавших (32%) - молодые люди в возрасте от 10 до 17 лет.
Единая биометрическая система (ЕБС) используется для оказания государственных услуг, бесконтактной оплаты, дистанционного открытия бизнеса и других сфер. Применение биометрии для подтверждения личности водителей СИМ позволит снизить число аварий и повысить безопасность.
В рамках эксперимента могут быть предложены разные способы подтверждения личности, включая использование векторов — обезличенных последовательностей символов. Это поможет предотвратить использование чужих аккаунтов и увеличить безопасность пользователей.
Тарифы на применение ЕБС будут формироваться с учетом позиции рынка. Стоимость пакета в 1 млн векторов сейчас составляет от 2,7 млн руб в год. Такая мера снизит мотивацию нарушать правила дорожного движения.
По мнению экспертов, введение биометрии незначительно повлияет на спрос на аренду СИМ. Большинство пользователей понимают необходимость дополнительных мер безопасности и готовы пройти биометрическую регистрацию.
Основатель транспортного консалтинга InnovaTransport Алексей Смирнов считает, что большинство пользователей продолжат использовать кикшеринг, несмотря на дополнительные шаги. Биометрические сервисы уже входят в нашу повседневную жизнь, и это изменение не станет серьезным препятствием.