Идентификация по биометрии для электросамокатов и электровелосипедов

Рассмотрение новой инициативы

15 марта в Госдуме состоялось совещание, на котором обсуждали возможность введения биометрической идентификации для быстрого передвижения на электросамокатах и электровелосипедах. Представители МВД, Минцифры, Департамента информационных технологий Москвы и другие отраслевые эксперты рассмотрели эту инициативу.

Куратор совещания, первый зампредседателя комитета Госдумы по информационной политике Антон Ткачев, заявил, что такое нововведение необходимо для повышения безопасности. Для катания с малым риском биометрия не понадобится, но для езды на скорости от 12 до 25 км/ч ее использование станет обязательным.

Эксперимент планируется провести в Москве с 2026 года. Если водитель согласится на максимальную скорость в 12 км/ч, биометрия не потребуется. Однако если он захочет ехать быстрее, потребуется дополнительное подтверждение личности.

Мнения государственных органов и бизнеса

Соответствующий эксперимент обсуждают на уровне правительства. Представитель вице-премьера Дмитрия Григоренко отметил необходимость такой меры для снижения аварийности. Это также поможет избежать использования чужих или краденых аккаунтов для поездок на СИМ.

Ткачев подчеркнул, что технология будет применяться добровольно и не повлияет на качество клиентского опыта. Представитель Минцифры подтвердил, что окончательное решение еще не принято, и детали продолжают обсуждаться.

Однако представители «Яндекса», «МТС Юрент» и Whoosh отказались от комментариев по этому поводу. Они продолжают комплексную работу по повышению безопасности совместно с дептрансом Москвы и Госавтоинспекцией.

Статистика аварийности на СИМ

По данным МВД, в 2024 году в России произошло 4 426 ДТП с участием СИМ, что на 43% больше, чем годом ранее. Погибли 54 человека, из них 6 детей. Травмы получили 4 591 человек, среди которых 1 165 детей. Большинство пострадавших - водители СИМ.

Наибольшее число ДТП зарегистрировано в Москве (1 323), Красноярском крае (406), Нижегородской области (234). Основная часть пострадавших (32%) - молодые люди в возрасте от 10 до 17 лет.

Как биометрия повлияет на сервисы

Единая биометрическая система (ЕБС) используется для оказания государственных услуг, бесконтактной оплаты, дистанционного открытия бизнеса и других сфер. Применение биометрии для подтверждения личности водителей СИМ позволит снизить число аварий и повысить безопасность.

В рамках эксперимента могут быть предложены разные способы подтверждения личности, включая использование векторов — обезличенных последовательностей символов. Это поможет предотвратить использование чужих аккаунтов и увеличить безопасность пользователей.

Тарифы на применение ЕБС будут формироваться с учетом позиции рынка. Стоимость пакета в 1 млн векторов сейчас составляет от 2,7 млн руб в год. Такая мера снизит мотивацию нарушать правила дорожного движения.

Потенциальное влияние на спрос на аренду СИМ

По мнению экспертов, введение биометрии незначительно повлияет на спрос на аренду СИМ. Большинство пользователей понимают необходимость дополнительных мер безопасности и готовы пройти биометрическую регистрацию.

Основатель транспортного консалтинга InnovaTransport Алексей Смирнов считает, что большинство пользователей продолжат использовать кикшеринг, несмотря на дополнительные шаги. Биометрические сервисы уже входят в нашу повседневную жизнь, и это изменение не станет серьезным препятствием.

Законодательная база

  • Федеральный закон «О персональных данных» N 152-ФЗ
  • Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» N 196-ФЗ
  • Правила дорожного движения Российской Федерации