Центральный банк России в начале текущего года инициировал проверку крупнейших банков и выявил ряд проблем с практикой информирования клиентов о долгосрочных вкладах. Основная цель проверки заключалась в защите прав потребителей финансовых услуг и предотвращении так называемого мисселинга — навязывания продуктов и услуг, часто неполностью объясненных клиентам.
Мисселинг — это практика навязывания финансовых продуктов, при которой информация о продукте предоставляется неполно или искаженно. В банковском секторе это часто касается программ накопительного и инвестиционного страхования жизни (НСЖ и ИСЖ), предлагаемых вместе с традиционными вкладами.
За прошлый год Банк России получил около 1 тысячи жалоб на недостаточное информирование или навязывание НСЖ и ИСЖ. Эти программы позиционируются рядом банков как выгодные решения, хотя часто клиенты не до конца понимают их риски и условия.
По результатам проведенных проверок Центральный банк направил рекомендации крупнейшим банкам принять меры по улучшению информирования клиентов о долгосрочных вкладах и связанных с ними финансовых продуктах. Среди рекомендованных мер:
Таким образом, ЦБ стремится сделать процесс принятия решения клиентами более прозрачным и обоснованным.
Проблема мисселинга несет значительный риск для финансовой стабильности граждан. Неправильно выбранные финансовые продукты могут привести к потерям накоплений и отсутствию ожидаемого дохода. Для предотвращения этого ЦБ регулярно проводит образовательные кампании и инициативы, направленные на повышение финансовой грамотности населения.
Для обеспечения выполнения рекомендаций ЦБ внедрил систему контрольных закупок и анализ клиентских жалоб. До конца этого года планируется улучшить процесс контроля за исполнением требований, в том числе через проведение учебных мероприятий для сотрудников банков.
Часто банки предлагают так называемые комбинированные продукты, сочетающие традиционные банковские вклады с инвестиционными и страховыми продуктами. Это может быть выгодно для клиентов с уровнем финансовой грамотности, но несет определенные риски для остальных.
С 1 апреля 2025 года вводится требование обязательного предоставления клиенту документа с подробным описанием условий и рисков ПДС перед заключением договора. Факт ознакомления будет подтверждаться подписью клиента.
Выводы для потребителей финансовых услугОбстоятельный анализ условий долгосрочных вкладов и комбинированных продуктов является важной частью процесса принятия решения. Клиенты должны осознавать риски, связанные с инвестиционными продуктами, и требовать от банков полную информацию перед заключением договоров.