Возможности и ограничения сближения США и России по модели «Киссинджера наоборот»

Администрация президента США Дональда Трампа рассматривает возможность сближения с Россией вместо традиционного подхода Генри Киссинджера по налаживанию отношения с Китаем, использованного в 1970-х годах. Однако, такое сближение встречает ряд серьезных вопросов и вызовов.

Исторический контекст: Политика Генри Киссинджера

В 1969 году Генри Киссинджер был назначен советником по национальной безопасности президента США Ричарда Никсона. Его политика заключалась в использовании напряженности между СССР и Китаем для налаживания отношений с последним. В 1972 году, после тайных визитов Киссинджера, Ричард Никсон совершил исторический визит в КНР, что положило начало новой эпохе отношений между США и Китаем.

Исходя из накопленного опыта, Киссинджер также способствовал улучшению отношений с СССР. В том же 1972 году он участвовал в заключении соглашения об ограничении стратегических наступательных вооружений между СССР и США. Но подход, предложенный администрацией Трампа, отличается.

Текущие вызовы стратегии «Киссинджера наоборот»

Стратегические партнеры — Пекин и Москва, в отличие от времен холодной войны, сегодня обладают прочными и взаимными интересами. Взаимодействие между странами охватывает экономические, военные и политические аспекты, усиливая их общее влияние на мировой арене. Разделение этих двух держав в интересах США кажется маловероятным.

Госсекретарь США Марко Рубио отметил в 2025 году, что усиление связей между Россией и Китаем представляет серьезную угрозу для США. Россия становится «младшим партнером» Китая, что объединяет две ядерные державы против Вашингтона.

Политические перспективы

Сближение с Россией, по мнению Foreign Affairs, не принесет США значительных выгод. Россия не будет способствовать сдерживанию Китая. Плюс к этому, такое сближение может негативно сказаться на отношениях США с Европой, что ослабит их позиции на международной арене.

Проблема зависимости — Россия, находясь в зависимости от Китая, возможно, не сможет улучшить отношения с США. Аналогичная попытка сближения в 1970-х годах была успешна из-за заинтересованности Мао Цзэдуна в примирении с США на фоне раскола между Китаем и СССР.

ФакторыСитуация 1970-хСегодня
Объединение интересовСССР и Китай разошлисьПекин и Москва — партнеры
ЗависимостьСССР и Китай независимыРоссия зависит от Китая
Политическая средаРазрядкаГлобальные санкции

Законодательная база

  • Закон РФ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ.
  • Федеральный закон «О оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» от 12.08.1995 № 144-ФЗ.
  • «Договор о СНВ» между США и СССР (1991).

Заключение

В результате, стратегия «Киссинджер наоборот», направленная на сближение с Россией для ее отдаления от Китая, имеет множество сложностей и рисков, которые могут сделать ее менее эффективной. Укрепление стратегических партнерских отношений между Пекином и Москвой, а также зависимость России от Китая делают данную стратегию менее реалистичной.

США должны учитывать актуальные международные реалии, а также возможные последствия изменений в глобальной политике, чтобы избежать повторения ошибок прошлого.