В последнее время в связи с текущими событиями особое внимание уделяется вопросам правомерности и юридическим аспектам уничтожения дронов, находящихся в воздушном пространстве России. В этой статье мы проведем экспертную оценку недавнего инцидента, произошедшего в Воронежской области, где силы ПВО России уничтожили несколько украинских беспилотников.
По информации, опубликованной главой Воронежской области Александром Гусевым в телеграм-канале, дежурные силы ПВО Минобороны России минувшей ночью уничтожили несколько украинских беспилотников. В результате инцидента пострадал один человек, которому была оказана медицинская помощь. По словам губернатора, при падении обломков получил ушиб один человек, помощь ему была оказана на месте.
Кроме того, сообщалось о повреждении двух строений. Однако режим опасности атаки дронов в регионе введен не был. Этот факт вызывает вопросы относительно необходимости и своевременности реагирования местных властей.
При рассмотрении правовых аспектов действий Сил ПВО в первую очередь необходимо упомянуть Федеральный закон № 120-ФЗ «О противовоздушной обороне». Согласно статье 5 данного закона, дежурные силы и средства ПВО имеют право на применение оружия и военной техники для отражения нападения на объекты, охраняемые государственными органами РФ.
Применение силы в отношении беспилотников также регламентируется федеральным законодательством. В частности, Федеральный закон № 114-ФЗ «О противодействии терроризму» в статье 7 предусматривает меры по предотвращению и пресечению террористических актов, включая использование вооруженных сил.
Помимо российского законодательства, важно учитывать нормы международного права, регулирующие вопросы воздушного пространства и суверенитета государств. Согласно статье 1 Чикагской конвенции о международной гражданской авиации, каждое государство обладает полным и исключительным суверенитетом над своим воздушным пространством.
Нарушение воздушного пространства считается актом агрессии и может вызывать юридически обоснованное применение силы для защиты суверенных прав. Таким образом, действия российской ПВО по уничтожению украинских беспилотников могут быть оправданы с позиции международного права.
Юридическая оценка последствий инцидента включает анализ правовых оснований для возмещения ущерба пострадавшим. В данном случае один из пострадавших получил ушибы, что, вполне возможно, потребует возмещения вреда здоровью. Согласно статье 1064 ГК РФ, вред, причиненный человеку, подлежит возмещению в полном объеме.
Кроме того, два строения были повреждены в результате падения обломков дронов. В этом контексте статьей 1075 ГК РФ предусмотрено возмещение вреда, причиненного гражданам и юридическим лицам в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц.
Рассмотренная ситуация подчеркивает важность четкого понимания и соблюдения правовых норм при применении силы, особенно по отношению к беспилотным летательным аппаратам. Действия сил ПВО соответствуют как российскому, так и международному законодательству, однако важно учитывать последствия для гражданского населения и инфраструктуры.
Необходимо продолжать развивать законодательную базу и повышать компетентность ответственных органов в вопросах противодействия беспилотным угрозам, учитывая все аспекты, включая правовые и гуманитарные.