Изменения в законопроекте о кибермошенничестве: влияние на онлайн-платформы и пользователей

Основные изменения в законопроекте о кибермошенничестве

Ко второму чтению законопроекта «О создании государственных информационных систем для противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий», были внесены значительные изменения. Отдельные положения, вызывавшие беспокойство у участников рынка, были исключены, что снижает нагрузку на бизнес.

Теперь владельцы маркетплейсов и агрегаторов товаров и услуг с аудиторией более 200 тыс. пользователей из России не обязаны проводить идентификацию через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА). Вместо этого площадки будут обязаны обеспечить возможность такой идентификации при желании продавца и размещать информацию об этом для покупателей.

Из законопроекта также исключено требование дополнительной аутентификации через Единую биометрическую систему (ЕБС).

Направленность законопроекта

Законопроект направлен на обеспечение безопасности пользователей. В частности, маркетплейсы и онлайн-сервисы будут внедрять систему маркировки проверенных продавцов, чтобы покупатели могли отличать надежных контрагентов от потенциальных мошенников. Продавцы, прошедшие верификацию через портал «Госуслуги», будут отмечены специальным визуальным индикатором.

Обеспечение возможности дополнительной аутентификации

С поправками цифровые платформы смогут предоставлять пользователям возможность установить дополнительное подтверждение входа в аккаунты через Единую биометрическую систему (ЕБС), но это станет добровольной опцией. Продавцы смогут использовать инструмент как возможность повысить доверие к своим аккаунтам.

Примером такой опции являются сервисы некоторых агрегаторов, участвующих в эксперименте Минцифры.

Обязательное использование биометрии для МФО

Для микрофинансовых организаций (МФО) законопроект предусматривает обязательное внедрение Единой биометрической системы для идентификации заемщиков при заключении договора потребительского займа онлайн. Сроки исполнения будут различаться для разных по масштабу МФО: крупные должны исполнить это требование до 1 марта 2026 года, малые — до 1 марта 2027 года.

Нововведения для цифровых платформ

Также вводится право передачи сим-карт членам семьи и близким родственникам — супругам, родителям и детям, в том числе усыновителям и усыновленным, дедушкам, бабушкам и внукам, полнородным и неполнородным (имеющим общих отца или мать) братьям и сестрам.

Запрет на использование иностранных мессенджеров

Запрет на использование иностранных мессенджеров для служебной коммуникации теперь касается лишь профессиональной сферы и предусматривает исключение коммуникации госорганов и банков с клиентами. Личное использование мессенджеров сотрудниками все еще допустимо.

Законодательная база

  • Федеральный закон №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
  • Федеральный закон №152-ФЗ «О персональных данных»
  • Федеральный закон №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
  • Федеральный закон №41-ФЗ «О государственном регулировании деятельности в области информационных технологий»

Влияние изменений на рынок

Все эти меры призваны облегчить нагрузки на бизнес и снизить административные барьеры, предоставляя при этом инструменты для повышения безопасности пользователей. Многие участники рынка, такие как Ассоциация цифровых платформ (куда входят «Яндекс», «Сбер», Wildberries, Ozon и «Авито»), приветствовали эти изменения.

Представители компаний отметили, что отказ от обязательной интеграции с Единой биометрической системой позволяет избежать значительных расходов и сложностей для бизнеса, сохраняя широкий ассортимент товаров на цифровых платформах.

В то же время, предусмотренные меры направлены на защиту пользователей от кибермошенничества, предоставляя гражданам больше возможностей для самостоятельной защиты от обмана и усложняя преступникам использование методов кибермошенничества.