Комитет Госдумы по науке и высшему образованию рекомендовал принять поправку, по которой с 1 сентября 2026 года учителя не смогут преподавать, имея диплом о профессиональной переподготовке в частных образовательных организациях. Поправка относится к законопроекту о дополнительном профессиональном образовании педагогов, который рассматривается в Госдуме с марта.
Эти изменения вызвали активное обсуждение среди депутатов и профессионалов в сфере образования. Например, фракция «Новые люди» высказалась против данной поправки, опасаясь, что это исключит некоторые частные образовательные организации, которые сегодня эффективно обучают педагогов. «Мы предлагали включить частные центры с хорошей репутацией в перечень одобренных учреждений, но эти предложения были отклонены», — поделилась Ксения Горячева.
Горячева также отметила, что поправка касается только тех педагогов, которые проходят переподготовку для работы в школах по основным общеобразовательным программам. Другие виды повышения квалификации и дополнительного профессионального образования не подпадают под эти ограничения.
Председатель профсоюза «Учитель» Дмитрий Казаков считает, что проблема качества образовательных программ в частных организациях действительно существует. Однако, он также подчеркивает, что государственные учреждения не всегда могут гарантировать высокое качество образования. Важно решить этот вопрос комплексно, чтобы повысить уровень переподготовки, не сокращая ее доступность для учителей. Государственные учреждения могут повысить стоимость обучения после введения запрета.
По мнению сокуратор программы «Современная педагогика» в School of Education Петра Мазаева, ужесточение закона усложнит работу компаний, которые предлагают качественное образование. Он опасается, что это может усугубить проблему дефицита квалифицированных кадров в школах. Введение дополнительных барьеров для педагогов может привести к еще большему сокращению числа учителей.
Учителям, которые планируют продолжать работать в школе после 2026 года, следует задуматься о дополнительной переподготовке в государственных или муниципальных образовательных организациях, а также в центрах «Сириус» и «Сколково». Для этого им необходимо будет заранее найти подходящие курсы и обеспечить себе место на них.
Педагогам стоит рассмотреть возможность повышения квалификации в смежных областях. Это позволит не только соответствовать новым требованиям, но и расширить свои профессиональные навыки и карьерные перспективы. Например, можно пройти курсы по IT технологиям, методикам дистанционного обучения, управлению образовательными проектами.
Ужесточение законодательства может привести к еще большему дефициту квалифицированных преподавателей в школах. Государству следует разработать меры поддержки для учителей, которые пострадают от новых норм. Важно также учитывать мнение профессионального сообщества и привлекать к обсуждению проблемы независимых экспертов.