Холдинг «Новапорт» объявил о намерении привлечь около 60 млрд рублей внебюджетных средств для реконструкции 13 своих аэропортов. Это более половины от общего объема внебюджетных инвестиций, необходимых для проектов государственно-частного партнерства в рамках федерального проекта «Развитие опорной сети аэродромов».
Предполагается, что общий объем капитальных затрат на реконструкцию инфраструктуры этих воздушных гаваней может достичь 130 млрд рублей. Если по всем 13 аэропортам будут заключены концессионные соглашения, то средства будут привлечены с рынка, что создаст значительные возможности для развития региональных авиационных узлов.
В марте 2024 года правительство РФ утвердило планы Минтранса, предусматривающие заключение концессионных соглашений по аэропортам Кемерово, Читы и Ставрополя до конца 2025 года. Эти аэропорты входят в портфель «Новапорта». Ожидаемые капитальные затраты на их реконструкцию составят 40 млрд рублей, из которых 10 млрд рублей будут привлечены с рынка.
Федеральный проект «Развитие опорной сети аэродромов» включает финансирование на сумму 381,1 млрд рублей, из которых 264,7 млрд рублей выделяет федеральный бюджет, а 33,9 млрд рублей – региональные бюджеты. Остальные средства должны быть привлечены из внебюджетных источников, что предполагает активное участие частных инвесторов в развитии авиационной инфраструктуры.
Для привлечения инвестиций в реконструкцию аэропортов будет впервые применен механизм инфраструктурного сбора, узаконенный изменениями в Воздушный кодекс РФ. Этот сбор будет взиматься с авиакомпаний и направляться на финансирование работ по реконструкции аэродромной инфраструктуры.
Авиакомпании могут передавать дополнительные расходы, связанные с новым сбором, на цену авиационных билетов, что приведет к увеличению стоимости перевозок для конечных потребителей. Это новый финансовый инструмент, способствующий ускоренной окупаемости вложений в инфраструктуру.
Проекты реконструкции включают модернизацию взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и перронов. Например, для аэропортов Горно-Алтайска, Омска и Салехарда уже заключены концессионные соглашения, и работа над этими проектами активно продолжается. В Омске, в частности, на строительство аэропортового комплекса будет направлено 43 млрд рублей, где существенную часть составляют частные инвестиции.
По мнению исполнительного директора агентства «АвиаПорт» Олега Пантелеева, введение инфраструктурного сбора является рациональным решением в условиях ограниченности бюджетных ресурсов. Такой сбор обеспечит целевой расход средств до полной окупаемости инвестиций в аэродромную инфраструктуру.
Отмечается также, что работа над проектами будет сопряжена с привлечением коммерческих банков и возможностью выделения капитальных грантов, что дополнительно укрепит финансовую составляющую проектов.
Основной вопрос, который волнует пассажиров, – это увеличение стоимости авиабилетов в связи с ростом расходов авиакомпаний. Холдинг «Новапорт» и другие операторы аэропортов будут стремиться минимизировать этот эффект, однако не исключено, что цены на перевозки увеличатся.