Центральный университет совместно с T-Data провели исследование, изучив финансовое поведение студентов российских вузов. Было обработано огромное количество транзакций - порядка 50 тысяч, сделанных студентами-клиентами Т-Банка в возрасте от 17 до 23 лет.
Исследование охватывало операции за период с 2019 по 2024 годы, анализировались покупки как в оффлайн-точках продаж, так и в онлайне. Результаты позволили получить представление об уровнях расходов и потребительских привычках учащихся различных вузов.
Все данные были обезличены, что помогло сохранить конфиденциальность участников, при этом предоставить исследователям ценные и достоверные данные для анализа.
Из результатов исследования стало известно, что средние ежемесячные траты студентов составляют около 33 тыс. рублей. Наибольшие расходы у студентов МГИМО, их ежемесячные траты достигают 49 900 руб. Следом идут студенты МФЮА и ВШЭ, у которых расходы составляют 43 100 и 42 700 руб. соответственно. Самые низкие расходы наблюдаются у студентов МИФИ (26 600 руб.), МИЭТ (26 500 руб.) и РНИМУ (25 700 руб.).
За весь период обучения в бакалавриате студенты в среднем тратят примерно 1,6 млн рублей, а на магистратуре — около 1,1 млн рублей. Это значительные суммы, особенно если учесть, что первокурсник тратит от 25 до 30 тыс. рублей в месяц, а к четвертому курсу расходы возрастают до 50 тыс. рублей ежемесячно. Это может говорить о возрастающей финансовой самостоятельности студентов старших курсов.
Интересно отметить, что пиковые траты приходятся на лето. В 2023/24 учебном году за три летних месяца расходы на одного студента достигли 107 тыс. рублей. Наименьшие расходы фиксируются в начале учебного года — в сентябре и ноябре, они составляют около 91 500 руб.
Наибольшая часть бюджета студентов уходит на питание. В осенние и весенние месяцы они чаще выбирают общепит, а не продукты в магазинах: доля общепита по количеству покупок составляет 30%, тогда как доля супермаркетов — 27%. Это свидетельствует о том, что студенты часто питаются вне дома.
На кафе и рестораны больше всего тратят студенты МГЮА, у которых на это уходит 21% бюджета. На онлайн-шопинг до 10% бюджета. В этом отношении лидируют студенты МПГУ, у которых доля онлайн-покупок составляет 11%. Исследование также выявило, что студенты МГИМО чаще всего тратят на такси — 7% всех расходов за учебный год, а студенты СПбГУ чаще всего пользуются общественным транспортом, что составляет 5% их бюджета.
Исследование показало, что расходы студентов российский вузов зависят от множества факторов - от учебного заведения до курса обучения. Важно учитывать эти данные при планировании бюджета студентов и их семей. Также стоит отметить, что финансовая дисциплина и основы самоорганизации играют важную роль в снижении лишних расходов.
Для студентов полезным будет ориентироваться на данные исследования, чтобы сопоставлять свои расходы с среднего значения по вузам и корректировать свое финансовое поведение, если это необходимо.
В завершение, зная основные статьи расходов и самые затратные периоды времени, студенты могут более рационально подходить к планированию своих финансов и избегать ненужных затрат.