Строительный сектор Индии демонстрирует впечатляющие темпы роста в последние годы. По данным отчетов индийских исследовательских агентств, таких как CRISIL Market Intelligence & Analytics, среднегодовой рост добавленной стоимости в строительстве составил 5,25% за последние 12 лет, а в 2024 финансовом году этот показатель достиг 9,9%.
Строительство стало одним из главных драйверов экономического роста страны, и этот тренд продолжится благодаря активной урбанизации и масштабным инвестициям в инфраструктуру.
В 2024/25 финансовом году рост строительного сектора оценивается Министерством статистики и выполнения программ Индии в 8,6%. Доля валовой добавленной стоимости строительной индустрии в ВВП Индии увеличилась до 9,2% в прогнозируемом 2025 финансовом году.
Для сравнения: в ВВП России доля строительства составляет менее 5%, в ВВП Китая — 6,7%.
Индийские власти направляют значительные ресурсы в строительство, выступая с инициативами по развитию инфраструктуры. Основными объектами инвестиций становятся здания, дороги, метро, аэропорты и порты, а также торгово-развлекательные и офисные центры.
Основные сегменты строительства в Индии включают:
По данным CRISIL, общий объем инвестиций в строительный сектор Индии за пять лет, заканчивая мартом 2023 года, составил около $490 млрд. Из них 62,4% инвестиций направлены на инфраструктуру, 29,3% — на строительство зданий, 8,24% — на промышленные сооружения.
В 2023 году объем строительного рынка Индии составил $639–885 млрд по различным оценкам.
Рост численности населения и урбанизация являются ключевыми драйверами роста строительного сектора. Индия стала самой населенной страной мира в 2023 году, обогнав Китай. Доля городского населения составляла около 31% в 2010 году и достигнет 40% к концу текущего десятилетия по оценкам ООН.
Растущий средний класс, численность которого оценивается в треть населения страны, поддерживает высокий спрос на новое жилье. Ввод нового жилья в ключевых агломерациях Индии в 2025 финансовом году увеличится в 1,5 раза по сравнению с 2019 годом.
Популярность ипотечного кредитования также вносит значительный вклад в рост строительного сектора. Уровень бедности снижается, а число граждан со средним и высоким доходом достигает 95% к 2031 году по данным CRISIL.
Правительство Индии активно инвестирует в развитие инфраструктуры через программы типа National Infrastructure Pipeline (NIP) и Gati Shakti. Эти инициативы направлены на улучшение транспортной и логистической доступности, увеличение доли мультимодальной связи.
NIP включает проекты стоимостью от $11,5 млн, а общее число проектов в линейке программы превышает 13 тыс. с общей стоимостью $2,3 трлн.
Наиболее значимыми проектами являются морской переход Версова-Вирар-Палгхар, нефтехимический комплекс в Мангалуру и высокоскоростная железная дорога Мумбаи—Ахмадабад. Основным подрядчиком выступает компания Larsen & Toubro — крупнейший игрок на строительном рынке Индии.
Хотя доля российских инвестиций в строительный сектор ограничена, существенное партнерство наблюдается в области атомной энергетики. Ведущими проектами являются строительство новых энергоблоков АЭС «Куданкулам» и развитие портовой инфраструктуры для улучшения транспортной связности между Россией и Индией.
Индия открыта для иностранного капитала, включая российские инвестиции. Основными направлениями остаются нефть, газ, банки и сталь. Ввод крупных инфраструктурных объектов способствует углублению экономического сотрудничества между странами. Однако российским компаниям придется преодолевать значительные бюрократические и финансовые барьеры для успешного входа на индийский рынок.