Перспективы вступления Армении в Европейский союз

Введение в тему

28 февраля текущего года парламент Армении во втором и окончательном чтении одобрил законопроект «О начале процесса вступления Республики Армения в Европейский союз». Данное событие вызвало значительный резонанс как внутри страны, так и за ее пределами. 64 депутата проголосовали за это решение, тогда как только семь были против. Первоначально законопроект был принят в первом чтении 12 февраля.

История вопроса и инициатива граждан

Процесс был запущен после одобрения правительства Армении в январе. Важно отметить, что инициаторам законопроекта, объединению партий «Платформа демократических сил», пришлось собрать 50 тыс. подписей для рассмотрения этого вопроса в парламенте. За два месяца они собрали 60 тыс. подписей, что свидетельствует о значительной общественной поддержке.

Политический контекст и международные реакции

Глава МИД Армении Арарат Мирзоян подчеркнул, что вступление в ЕС является стремлением страны к укреплению политической поддержки. ЕС уже развернул в Армении миссию гражданских наблюдателей, а также выразил готовность поддерживать экономическую устойчивость страны. По словам Мирзояна, это может стать началом визовой либерализации и других программ сотрудничества.

С другой стороны, пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков отметил, что Ереван входит в состав Евразийского экономического союза (ЕАЭС), что дает Армении значительные дивиденды. Он также указал, что невозможно быть членом двух разных организаций одновременно, учитывая различия в таможенном пространстве и экономических нормах.

Политическое значение и экономический аспект

Принимая во внимание мнение Армянских властей, страна не планирует замещать сотрудничество с ЕАЭС каким-либо другим союзом, однако диверсификация торговых партнеров для нее весьма важна. В этом контексте членство в ЕС может открыть новые пути и ресурсы для развития экономики.

Согласно статье 3 ТК ЕАЭС, вступление в Европейский союз подразумевает изменение многих аспектов текущего сотрудничества внутри ЕАЭС. Учитывая это обстоятельство, важным остается вопрос поиска баланса в внешнеэкономической политике Армении.

Законодательная база

  • Статья 3 ТК ЕАЭС — определение таможенного пространства ЕАЭС и его функций.
  • Закон «О порядке взимания таможенных пошлин» — регулирует тарифы и налогообложение торговых операций.
  • Конвенция о создании единого экономического пространства ЕАЭС — определяет принципы единого рынка и экономического сотрудничества.

Позиция ЕС и потенциальные выгоды

Европейский союз, со своей стороны, заинтересован в расширении своего влияния на Закавказье. Армения может стать стратегическим партнером в этом регионе. Помимо политической поддержки, Армения может рассчитывать на значительные финансовые вливания, участие в различных программах и грантах Евросоюза.

Брюссель уже заявил о готовности поддерживать экономические реформы, предоставлять финансовую и техническую помощь, а также способствовать улучшению инфраструктуры и условий для ведения бизнеса в Армении.

Итоги и последствия

Подводя итоги, можно сказать, что одобрение законопроекта о начале процесса вступления Армении в ЕС — это важный шаг для страны. Это решение имеет как положительные, так и негативные аспекты. Важным остается разумный подход и выработка стратегии, которая позволит Армении минимизировать возможные риски и максимально использовать предоставленные возможности.

Необходимо учитывать как внутренние, так и внешние факторы, включая влияние на отношения с ЕАЭС и другими стратегическими партнерами.