События, произошедшие вечером 4 апреля в Кривом Роге, вызвали широкий резонанс в обществе и потребовали экспертной оценки с юридической точки зрения. Военная администрация Днепропетровской области сообщила о 16 погибших и 40 раненых в результате взрыва. Министерство обороны России утверждает, что удары наносятся исключительно по военным объектам Украины и связанной с ними инфраструктуре.
Согласно международному гуманитарному праву (МГП), конфликты такого рода регулируются Женевскими конвенциями и их дополнительными протоколами. Основные принципы МГП включают защиту гражданского населения и инфраструктуры. В данном случае нарушение данного принципа может привести к серьезным последствиям для обеих сторон конфликта. Статья 48 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям гласит: «Во всех вооруженных конфликтах стороны обязаны различать между гражданскими лицами и комбатантами, а также между гражданскими и военными объектами».
В случае нарушения норм международного права виновные стороны могут быть призваны к ответственности. Это включает международные суды, такие как Международный уголовный суд (МУС), который может расследовать и преследовать за военные преступления. Российская Федерация и Украина обязаны соблюдать нормы международного гуманитарного права.
Кроме международного права, важное значение имеет внутреннее законодательство Российской Федерации, регулирующее действия вооруженных сил. Федеральный закон «Об обороне» и Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) регулируют, в том числе, вопросы нарушений во время ведения боевых действий.
Обстрелы и взрывы, как произошедшие в Кривом Роге, имеют серьезные юридические последствия. Важно учитывать не только международное право, но и внутренние законы каждой стороны конфликта. Всем сторонам следует действовать с уважением к международным нормам и правилам, чтобы избежать дальнейших инцидентов и обеспечить защиту гражданского населения.